Столярное мастерство оттачивается используя хорошие столярные верстаки.
Столярное искусство и мастерство, умение тщательно обработать, соединить и подогнать деревянные детали разного размера. Столярная работа развилась из плотницкого дела и отделочных работ с деревом. Деревянные детали в столярном искусстве обрабатываются тщательно и ровно до гладкой поверхности и плотного соединения. В течение долгих веков все работы для придания дереву гладкой и ровной поверхности и изготовлении тонких и мелких деталей делались прямо в массиве дерева.
Самыми древними предметами мебели в жилых домах, для изготовления которых использовались столярные инструменты, были стулья со спинкой, табуреты, кровати, всевозможные лари и сундуки разного размера. Мебель для сидения скреплялась поперечными царгами. Специально изогнутые шипы делались из ствола дерева для изготовления угловых частей стульев. Дерево для изготовления стульев и кроватей искусственно искривляли во время роста в течение нескольких лет. Египтяне-мастера работы с деревом-использовали камни для шлифовки шероховатостей дерева. Но среди их инструментов уже были топоры, различные пилы, линейки и угольники, клещи, отвес и резцы.
Столяр-мастер тонкой и тщательной работы по дереву, создающий художественные произведения искусства из дерева. Столяры изготавливают украшения, посуду, игрушки, музыкальные инструменты, мебель, детали интерьера-части лестниц, дверей, панелей. Название «столяр» закрепилось за мастерами, изготавливающими резную мебель в XVII веке-стулья, кресла, диваны, табуреты, кровати. К этому времени были изобретены новые инструменты для обработки дерева, превратившие искусство в поточное ремесло. Открываются новые мебельные мастерские и начинается мода на мебель-конкуренция совершенствует производство и улучшает внешний вид мебели.
В это же время началось деление столяров на белодеревщиков, занимающихся изготовлением простых изделий без полировки и фанеровки, и краснодеревщиков, делающих дорогую сложную мебель из редких и ценных пород дерева, первоначально из красного дерева. Столяр, изготавливающий дорогую художественную мебель, традиционно делает ее на столярном верстаке, применяя высококвалифицированный ручной труд.
Важное условие столярного искусства и мастерства-умение выбирать качественный материал и его правильная отделка. Знание и опыт накапливаются медленно-хороший мастер чувствует дерево, соразмеряет силу воздействия инструмента с твердостью древесины, направлением, формой и рисунком ее волокон, имеет удобный и подходящий для него столярный верстак для работы. В столярном деле используются как толстые бруски и доски, так и тоненькие дощечки и пластинки-фанерный шпон, которые закрепляют на основе. Доски и бруски используют в скрытых конструкциях, а шпоном облицовывают внешние поверхности. В течение веков дерево не изменяло своих свойств, поэтому современные столяры сохранили и используют приемы старых мастеров в обработке дерева.
На Руси столярное мастерство развивалось вместе с деревянным зодчеством плотников. В конце XVIII века в Россию пришли новые европейские веяния под влиянием реформ царя Петра Великого, ассортимент инструментов столяра расширился, и началось активное заимствование новых приемов работы. Но основой для работы столяра был и остается столярный верстак.
Столярный верстак-рабочий стол для обработки вручную деталей из дерева. Это основной инструмент столяра, состоящий из рабочей доски-верстачной крышки и массивного основания-подверстачья. Верстачную крышку делают из твердых пород дерева дуба, бука, ясеня, березы. Верстаки часто оборудуются упорами, тисками и ящиками для хранения инструмента и материалов.
Для столярных работ используются стационарные столярные верстаки. Такой столярный верстак массивен, устойчив и прекрасно переносит ударные нагрузки. Некоторые стационарные верстаки весят 150-160 кг. Верстачная доска имеет продольную (заднюю) коробку с винтом и боковой (передний) винт или коробку. У ближнего края доски и в бруске задней коробки имеются отверстия для установки упоров или клиньев (гребенок). Со стороны кромки доски иногда делают выдвижные планки, на которые опираются заготовки, закрепляемые в передней коробке. Со стороны дальнего края доски вдоль нее проходит впадина-лоток, в который кладут инструменты и мелкие детали.
Высота столярного верстака регулируется по росту столяра, чтобы меньше уставать во время работы. Под ножки верстака подкладывается брусок или доска-перекладина. Иногда перед столярным верстаком ставится решетка на нужной высоте.
Необходимая высота столярного верстака определяется, когда столяр стоит к нему лицом, положив ладони рук на поверхность рабочей доски. Ладони столяра должны без напряжения касаться рабочей доски столярного верстака, что соответствует росту столяра.
Изготавливая изделие на столярном верстаке, столяр обычно работает в помещении-мастерской или цехе.
На верстаке закрепляются деревянные заготовки и делается их разметка по чертежу будущего изделия. Далее изделие последовательно обрабатывается: пиление, отделка, сборка. Каждая операция может делаться вручную с помощью традиционных инструментов-пилы, рубанка, фуганка, долота, сверла, стамески.
Правила ухода за столярным верстаком
Хороший столярный верстак требует аккуратного ухода для качественной и долгой работы на нем.
Поверхность столярного верстака после окончания работы всегда очищается от грязи и клея. Очень хорошо для долгой службы столярного верстака, чтобы в течение месяца крышка столярного верстака и винты тисков (прижимные коробки) протирались несколько раз олифой. На крышку верстака нельзя ставить горячую клеянку или обливать его водой.
На столярном верстаке недопустимо рубить или тесать деревянные заготовки топором. Работая на столярном верстаке и используя режущие инструменты, например стамеску, необходимо под заготовки подкладывать опорную дощечку.
Не следует заворачивать винты столярного верстака слишком сильно. Нельзя бить по верстачной коробке, если винты верстака не зажаты. После окончания всех работ винты заворачивают до упора, но не затягивают.
К полу столярный верстак крепится планками с помощью гвоздей или шурупов. Если верстачная доска недостаточно закреплена и перемещается (ездит) по подверстачью, то необходимо поставить новые шипы (нагели), соединяющие доску с подверстачьем.
Деревянные винты столярного верстака натираются сухим мылом, салом, парафином или графитом. Металлические винты смазываются машинным маслом.